ПРАЖСКАЯ ОСЕНЬ.



РАЗ ИДЕЯ.

Хорошо помню жаркий день конца сентября, я быстрыми и довольными шагами спешил на вокзал узнать за билет, а в руке уже держал загранпаспорт с только что открытой Шенгенской визой. Был вторник, а в субботу мы должны были оказаться уже в Кракове, откуда по планам начинался наш велопуть на Прагу. Сегодня был положен конец бумажным мучениям, перепискам с поляками, звонкам в консульство и прочей головомойкой, которую устраивают нашему соотечественнику, пожелавшему выехать в западном направлении. 


В течении месяца наши шансы представлялись как морской прибой: то волнительно к нам приближались, то снова уходили забирая всякие силы. И эти волнения довольно сильно помотали всем нервы пока мы втроём не получили заветные визы. Оставалось теперь спокойно за два дня до отъезда полностью разобраться со всеми делами, привести колесатых друзей в порядок, ещё раз всё продумать и докупить необходимые вещи.

Острая потребность взяла вверх, и я снова собрал банду из остатков своих однопоходцев. С самого начала лета я зазывал велолюдей на Евротур, и к сожалению, из более чем десятка тех, кто изначально выразил желание присоединиться, в конце концов, лишь Наташа и Лёша подали документы на получение виз. Именно с ними мне предстояло промахнуть полтысячи километров по незнакомой нам местности. Идея будоражила ум на первый взгляд своей простотой и дерзостью, хотя, если разобраться – ну что тут невозможного?

Как выяснилось, билетов на поезд до Львова нам уже не видать, поэтому оставалось забронировать места на автобус, и на нём из самой Одессы доехать до Кракова. В ночь на пятницу перед отбытием был дважды собран и разобран мой железный конь. Так, в начале шестого утра я с замиранием сердца ехал к железнодорожному вокзалу на место встречи. Увидевшись с Лёшей и Наташей тут же обнаружилось, что Лёша не взял с собой медицинскую страховку. Он развернулся домой, закинув велобаул с нашими велосипедами в багажник автобуса, и помчался за документом. Через полчаса он догнал нас на автовокзале, куда наш автобус переехал. Выехав за город и рассчитавшись с водителем за проезд, я вдруг обнаружил, что недосчитался двух стогривенных купюр. Как-то нервно начался наш вояж, но нужно было держать себя в руках и беречь эмоции на будущее.

Уснуть в автобусе всё никак не удавалось. От переизбытка мыслей в голове, от того, что я даже сам не мог до конца осознать и поверить в то, что мы вот так собрались, совершенно разные малознакомые люди, фамилии которых я узнал только когда документы для визы заполнял, и поедем туда, где нас никто не ждёт. Информация о том, что нам можно и чего нельзя делать в велопутешествии черпалась по крупицам, да и то общими фразами. У меня даже не было какого-то чёткого плана, относительно первого дня пребывания в Кракове. Передо мной была карта всего маршрута с несколькими точками на ней, и несколько отрезков времени, а уж чем и как эти пространства заполнять скрывалось в нашей фантазии.

По мере быстрого приближения к границе всё больше нарастала и тревога. Её причина гнездилась в визе, которая открывалась для нас троих завтрашним днём, а по плану движения автобуса, границу мы должны пересекать за полтора часа до полуночи. Наслушавшись от нашего водителя про грозных пограничников, мол, высадят нас в случае попытки раньше времени пересечь границу, а он поедет дальше, нам было предложено пораскинуть мозгами и заранее предупредить эту  неприятность. Уладить вопрос вызвался всё тот же водитель за отдельную плату нехитрым способом: после Львова подъезжать к границе всё более медленным темпом. Где-то на краю сознания мне показалось, а не создают ли перевозчики специально эти прецеденты корысти ради? Нет, это скорее всего чистое совпадение, и нечего грешить на наш сервис, мне просто показалось. Ведь и двойную оплату без чека за багаж с нас содрал совершенно не этот человек. Надо сказать, что автобусная жизнь не утихала и нам порядком надоела: особенно после того, как в Умани мы свернули с киевской трассы, и последние восемь часов трясучки нас ковыряла одна мысль, а как там наши железные друзья в багаже?

Переезд через границу и таможню не вызвал никаких затруднений, после прохождения всех стандартных процедур, и возрадовавшись цивильным дорогам, можно было наконец спокойно заснуть. За окном кардинально изменилась картина – всё подстрижено, подточено, покрашено, подправлено… короче, всё в порядке, и я провалился в сон. В начале седьмого, то бишь через три часа. подъехали к Краковскому автовокзалу. Это стало понятно после того, как уличные фонари вокзала ярко осветили салон автобуса. Казалось, уже наступил день, но это всего лишь ночная иллюминация под крытыми платформами. Дружно и вяло слезли мы с нашего автобуса, и стали вытягивать железных коней из багажного заточения. Распаковав из чехлов, мы очень обрадовались, что с ними всё в порядке, так переживали за них пока ехали до европейской границы по трясучке.

Автобус разворачивался перед нами, и уезжая из окна выглянул водитель и пожелал «держать фасон», чтоб не краснеть за соотечественников В ответ я выпросил с его торпеды сине-жёлтый флажок и укрепил к своему багажнику. На этой патриотической ноте мы остались одни, в лапах загнивающих капиталистов.



НЕ НАШИ ЛЮДИ.

Собирая наши велы, мы оглядывали окружающую действительность. Прошли ровно сутки от того как мы загрузились в Одессе, и тут мне вспомнилось, как в полумраке у одесского жд вокзала, а потом и на автовокзале, мы на ощупь раскручивали велосипеды и застёгивали в чехлы. Здесь же светил яркий свет. Тут же к нам подошёл местный гражданин, и увидев на багажнике флаг Украины, заговорил. Кое-что из его польского можно было понять, но мы перешли на английский. Человек, в спортивной одежде а-ля турист, лет пятидесяти, с искренней улыбкой интересовался нашими планами. Услышав про маршрут, очень обрадовался и пожалел, что сейчас не в нашей компании. Об Украине он знает немало, так как в каком-то городе даже бывал. Собеседник подсказал, что прямо с автовокзала и до самого центра нам можно проехать по велодорожке. Ошарашенные такими новостями, нашей радости не было предела. Не успели приехать и тут же на велодорожку. Прикрутив велобаулы, мы были в полной готовности начать двигаться в центр по ночному Кракову.

Ещё задолго до нашего выезда из Одессы я регулярно просматривал прогноз погоды на неделю вперёд, и эти прогнозы ничего хорошего нам не сулили: дожди, практически на каждый день пути, температура обещала быть от двух ночью до семнадцати днём. Но это Краковское утро было сухим и тёплым. Мы быстро нашли велодорожку на автовокзале и покатили. Город был пуст, и тем интересней было ехать. Подъехав к первому перекрёстку, мы долго ожидали когда же переключится нам зелёный сигнал. Простояв пару минут мы всё таки не решались пересекать дорогу на красный, как вдруг заметили на столбе кнопку. Нет, не для пешеходов, а именно ту, которая разрешает движение по велодорожке на перекрёстке! Приехав в центр и оказавшись на центральной площади, мы с восторгом и жадностию обсматривали каждый фасад дома, каждое окошко, каждую витрину и их непонятные вывески, а главное, каждого жителя города, который только-только просыпался в это субботнее утро. Первое полезное дело, что необходимо решить – это купить местных злотых. Но, так как только через два часа открывались первые «канторы» (обменники), мы занялись поиском еды. С кабаками и кафе вышла та же история, что и с канторами, раним утром нужно ждать пока они заработают. В таких случаях всегда есть соблазн пойти в макдональдс, открывающийся на пару часов раньше, чему мы и поддались.

Краков оказался городом уютным и велосипедным, что нас особенно обрадовало. Перечислять красоту зданий, дворцов, ухоженных тротуаров нет никакого смысла, ибо всё это и так подразумевается по умолчанию практически для любого европейского города. Огромная пропасть отделяет наши миры. Рассуждать в чём причина столь неравномерного развития сопредельных мирных государств тоже дело бесперспективное. Я же буду приводить случаи из личного общения с местными представителями.

Впервые в жизни я почувствовал, что на дороге главный не автомобиль, его размер и прочее в таком роде, а культура!

Проезжая по одной из улиц, мы двигались как обычно в ряд один за другим с интервалом два-три метра со скоростью пятнадцать-двадцать километров в час, глазея по сторонам. Слева от нас на полосе ещё оставалось свободного места, вполне достаточного для проезда автомобилей. Чувствуя неладное, я оглянулся назад, так как ехал впереди нашей колонны, и увидел как за Лёшей, медленно плелась длинная вереница порядка двух десятков автомобилей. Поляки терпеливо ехали за нашей министаей и никто не думал нас обгонять, чтоб не испугнуть, или причинить какое неудобство, хотя повторяю, места было достаточно не то, чтобы проехать на малолитражке, но и камаз легко бы уместился. Все ехали неспешно нашим темпом, и даже сигналов не подавали. От такой ситуации нам самим стало как-то не комфортно. Впервые в жизни я почувствовал, что на дороге главный не автомобиль, его размер и прочее в таком роде, а культура! Мы продолжали так ехать, удивлённо и громко обмениваясь мнениями. Чувство того, что мы, велосипедисты, доставляем такой дискомфорт автомобилистам, дошло до предела, после чего мы запрыгнули на тротуар, и там остановились, пропуская автомобили. В дальнейшем такая ситуация повторялась, где всякий раз нас пропускали без малейшей грубости и дорожного хамства.

Остановившись у очередного памятника архитектуры для фотосессии, к нам подкатил местный на хорошем шоссере. Его внимание привлёк наш флаг, потому он сразу спросил, куда направляются украинцы. После ответа мы наблюдали за очередной порцией удивления  растекавшейся по улыбке собеседника. В свою очередь наш коллега был обладателем довольно редкого руля «бабочка». Наличие данного устройства свидетельствовало о страсти его обладателя к дальним переездам. К слову говоря, подобный руль я уже сам давно ищу, но в родном городе не встречал. Распрощавшись и пожелав удачи, поляк быстро исчез в краковском квартале, а мы на перекрёстке раздумывали в какую бы сторону свернуть. Решено было придерживаться старого туристского правила, которое гласило: «если вы стоите на развилке, и дорога налево ведёт вниз, а дорога направо ведёт вверх, то вам непременно направо!» Соответственно выбор был предопределён, и мы начали карабкаться куда-то вверх. Так, мы оказались в одном из прекраснейших мест города – Вальв. Проехав на самом верху через ворота буквально пару метров мы впервые увидали человека в форме. Охранник мигом оказался перед нами во весь рост с вытянутой рукой указывающей на велопарковку позади нас. Связав наших железных перед входом, мы вошли в место королей и прочей знати Речи Посполиты, живших на этом месте. Заходи, смотри, фотографируй, знакомься с культурой, историей и полячками, при этом никакого платного взноса, вход на территорию свободный. Тишина нарушалась возгласами туристов, тут же лавочки и панорама на город. Прикинув, как тяжело тут жилось давним властителям, мне тоже захотелось, так, на пару деньков покоролеситься. К сожалению, планы на сегодня были другими, уже одиннадцать и нам нужно уже выбираться постепенно из центра.

Была идея заехать в забронированный ещё в Одессе кемпинг. Покрутившись по центру, проехав мимо вокзала, через несколько парков, мостов, театров и прочих достопримечательностей наша группка выехала на окраину Кракова, и там, в глубине частных домов мы отыскали наш кемпинг «Краковянка». На рецепшине нас уже готовы были встречать, дама лет сорока, сносно владевшая русским, именно с ней я и переписывался по имэйлу, Данута объяснила куда мы можем ставить свою палатку. Пребывание в кемпинге было нами оплачено на девять дней, но оставаться мы планировали лишь на одну ночёвку. Но в виду идеальной для велокручения погоды я предложил пробыть в Кракове полдня, а дальше двигаться по маршруту пока есть благоприятная возможность. От небольшого отдыха на территории грешно было отказываться, и хотя проехали мы всего ничего, километров двадцать, уже ощущалась усталость.  Всю ночь, практически, не спав после суточного движения в автобусе, да и кушали плотно последний раз позавчера в Одессе, такие события принудили нас к основательному отдыху без движения. Разложив примус и кое-какие харчи, у нас появилась надежда на горячий суп и чай. К этому времени, солнце даже припекало своими двадцатиградусными лучами, мы приняли в кемпинге душ и разлеглись на зелёной лужайке. Вай-фай, связь с домом, розетка – все эти блага прямо у куста.

На огромной территории кемпинга не было никого кроме нас – как пояснила Данута, сезон уже закончен. И тут, через живую изгородь к нам обратился один турист, которого мы сразу и не заметили. Оказалось, это был наш земляк Эльдар из Крыма. Он также путешествовал по Польше, но передвигался в одиночку на своём маленьком форде с крымскими номерами. Ему также был по душе именно этот кемпинг, коих в Кракове и вокруг города было в достаточном количестве. Эльдар лет тридцати пяти сорока готовил себе обед на своём примусе, и размышлял куда же ему поехать дальше. Меня в этот момент впервые посетила мысль, что следующая велопоездка в Европу будет непременно в Амстердам. Комфортные условия кемпингов и на дорогах давали основания для таких мечтаний.

Набравшись сил, мы с трудом стали выбираться из кемпинга. Была такая ясная погода, но прогноз не радовал: в планах дожди да и только. Нужно было воспользоваться хорошей погодой, дабы покрыть большее расстояние. Выехав окончательно из города мы обнаружили, что двигаться по здешним трассам комфортно – не то слово. Ощущение дороги примерно таково, будто сидишь в уютном кафе на диванчике, где негромко играет медленная музыка, пьёшь кофе и закусываешь рахат-лукумом. Воодушевившись от увиденного, мы прикидывали, что по таким дорогам хоть в горку, хоть ночью, да как угодно, но можно преспокойно крутить ни о чём не задумываясь. Вскоре мы заметили и одну неприятную особенность: уж как-то часто дорога виляла то вверх, то вниз. Заглядывая вдаль и рассматривая ландшафт, стало понятно, что эти горочки будут очень долго нас ещё сопровождать. Серпантинистый путь – наша радость с первого дня. Быстро слетая по хорошему покрытию, долго приходилось выкручиваться вверх до следующего слёта вниз. Дыхание каждый раз сбивалось, быстро менялся характер движения и темп, к чему мы не очень были готовы, и приходилось как-то приноровляться. Первое, что сразу усеклось, это максимальный отдых на спуске не развивая до предела скорость, чего так сильно хотелось по такой дороге, старались сохранить каждую калорию. А ещё, с первого же дня был поставлен жёсткий режим отдыха: каждый час становиться на перекур и потребление еды.

Отъехав километров на двадцать от кемпинга, в тихой деревне, мы остановились у магазина. Первый наш контакт с внеукраинскими селянами. Продавщицы лет сорока без труда поняли, что нам необходимо пару бутылок воды и шоколадные батончики. Приход в их магазин иностранцев на велосипедах очень обрадовал хозяев, улыбки не сходили с их лиц, и так как я ещё не совсем привык к такому радушию, мне каждый раз эти люди казались либо подозрительными, либо недалёкими, либо и теми и другими одновременно. После денежного расчёта я решил продолжить традицию, которую ещё начал ранним утром в макдональдсе, и вручил кассирам пару украинских монеток от нас, в качестве презента. Постепенно солнце шло к горизонту, и мы удалялись от Кракова. Мы держали путь на Освенцим, полсотни километров вполне по силам проехать за полдня.

Прикатив в шесть вечера ко входу известного концлагеря, мы увидели, что перед нами тянулся длинный забор-сетка за которым видны здания угрюмоватого вида из красно-чёрного камня. У ворот к нам вышел охранник. Суть его протестного обращения была ясна по взмахам рук и головы, но, мы настояли, чтоб нас всё-таки впустили, объясняя это тем, что приехали мы издалека, а завтра нас уже не будет в окрестностях. В порядке исключения нас впустили на территорию мемориала, велосипеды мы оставили на проходной и тут же зашагали по бездушным аллеям, хранящим чёрные страницы истории человечества. Сумерки ещё плотней сгустились в этом жутком месте. Ощущение того, что мы одни ходили практически уже в тёмное время суток меж страшных домов, где были убиты миллионы людей, хотя и не работающего, но до сих пор вселявшего ужас крематория, а также камер пыток, надолго забросилось в память об этом месте. Побродив по концлагерю минут двадцать, дольше находиться уже не хотелось: в моей голове не укладывалось всё то, что здесь происходило с людьми. Больше всего меня поражала не многомиллионная статистика жертв, не методы зверства, а та мысль, что все эти страшные события происходили с хомо-сапиенс в современное, наше время. Ужасные идеи, которые находили поддержку, казалось бы, у миллионов образованных людей…

Выйдя за ворота, от сердца чуть отпустило, и теперь снова можно было спокойно о чём-то говорить и мыслить без содроганий. Дальше планировалось двигаться в сторону Бельско-Бяла, по пути выискивая уже место для ночёвки. Теперь мы натянули на себя светоотражающие жилеты и включили все фары. Начались наши первые ночные покатухи. Зайдя поздно, около восьми, в придорожный магазин мы планировали ужин и завтрак. У Лёши нашлась рыбная консерва и решено к ней подкупить гречки, кроме неё, обрадовать себя яблоками, как обычно шоколадками, и почему-то всем захотелось мороженного! Ужин с чаем варить на бутылированной воде. Пока мы об этом вслух размышляли перед кассиром, в лавку заходили местные поляки и долго-долго терпели, пока мы определялись с пожеланиями и начнём обращаться к продавщице. При этом, никто из вошедших поляков даже не вздумал подбежать вне очереди и спросить у продавщицы свою буханку хлеба, или какую другую себе мелочь, пока мы переминались у витрины. Такой вежливой выдержки мы были очередной раз за день поражены.

День уже давно закончен, а мы который час ехали с включенными фонарями. Проезжая, видимо, через лесистый район местами было так темно, что не будь нашего света, я не увидел бы и рук своих. Наконец, у дороги засветились домики, за ними, метрах  в семидесяти, увидали полянку. потому место можно считать тихим и мягким для ночёвки. Двадцать минут и уже стояла палатка, а рядом с ней –  три уставшие жизни тихо смотрели на вот-вот закипающий примус. Температура упала до пяти градусов тепла, и из мокрых термух, переоделись в сухие одежды и куртки. Мы были голодны, замотаны ещё с ночи, начиная от самой границы приключений хватало, всё смешивалось в голове, и хотели спать. Как вдруг за чёрными деревьями послышался шорох и перед нами выросли две фигуры неизвестных лиц.

Одна фигура, что ниже ростом, квакала о чём-то на неразборчивом языке, а глаза светились от какого-то любопытства. Второй человек, чуть повыше, также по-польски с ним общался. Мы втроём замерли, ибо никто не знал намерений ночных гостей. Местные подошли вплотную к нашему очагу, посреди которого продолжал шипеть примус с набухающей гречкой. Кто-то из нас поздоровался с местными сначала по-польски, потом по-английски. С первых слов выяснилось, что тот, который повыше, говорит по-русски. Стали знакомиться. Русскоговорящего звали Валерий, дальше выяснилось, что он наш земляк. Особенно приятно Лёше было услышать, что Валерий – родом из Ильичёвска, а тут находился на заработках уже много лет. В это время поляк Данила уже успел сбегать за пивом. Чувствовалось, что он ещё и до нашей встречи накатил, но тут такое событие, что необходимо было повторить. Данила оказался очень разговорчивым, но его никто из нас не понимал, Валерию постоянно приходилось работать переводчиком. Поляк, постоянно приветливо улыбался, и вместе с Валерием восторгался нашими туристскими планами. За тихими разговорами, мы продолжали упиваться чаем и иногда пивом, восполняя дневные потери жидкости. 

Удивительно, как совершенно незнакомые люди, ведущие разный образ жизни, могут за час найти неподдельный интерес друг другу. Выяснить всё о своём собеседнике и также поделиться с ним своими историями. По большей части, эти истории бытовые и совсем банальны, но услышав их от другого, создаётся впечатление, что ещё кто-то живёт такой же жизнью как и ты, и мы стараемся узнать, как завершилась его история, ибо так же она могла произойти и у себя самого.

Так мы просидели до полуночи при свете их фонарей. Так бы и сидели дальше, но мы уже мешками валились ко сну, вяло принимая участие в общении. Наконец, наши друзья разошлись по домам, обещав, что завтра спозаранку нас навестят перед дорогой. Впадая в сон я рекомендовал, закрыть велосипеды на случай ночного дождя. Мы легли. Что-то стало постукивать по крыше нашего жилища, при этом становилось всё теплей, будто по земле разлились теплые и мягкие лучи опутывающие с ног до головы.



ВОДНЫЙ МИР.

Противный звук будильника заставил скривиться сонных обитателей палатки. Выскакивать первым вперёд никто не решался. У всех на уме будто замерла фраза, что мы, ведь, вот-вот только же легли спать, а теперь обратно подъём. Несправедливо. Девять утра наступили так быстро, что сны не успели подкатить. Самое жуткое чувство – это утром в палатке, когда нужно быстро вскакивать и собираться в дорогу. В такие моменты время не идёт, а словно бежит скоротечно отсчитывая минуты. Ещё не выходя из палатки, я стал осознавать, что теперь нас накрыла непогода. Тяжёлый влажный воздух, мокрый спальник от мокрых стенок палатки и серое небо очень быстро подтвердило догадку. Ночью, иногда нас обливало дождём. Постепенно одевшись в то сухое, что оставалось из вещей, мы принялись готовить завтрак: доедать вчерашнюю гречку, глаза б мои не видели той картины, и заваривать чай на горелке. Были доедены яблоки – ещё один источник той живительной и бодрящей кислоты, что помогает пробудиться. Наш лагерь сворачивался.

Уже через десять минут топтаний по высокой мокрой траве наша обувь стала похожа на ласты. Алексей сообщил грустную новость: накануне не все вещи он как следует спрятал от дождя, и теперь в его кроссовках бурлил водный мир с носками, та же участь постигла и его велосипед. В выкатывании вела с травы было что-то похожее с поднятием корабля со дна моря. Сухого места на теле Алексея оставалось не так много. Вскоре мы увидели Валерия, он всё-таки пришёл с утра наведать нас. Данил, видимо спал, но всё же и он объявился когда мы харчевались. Мы снова были рады встрече, Данил, которого никто из нас так и не понимал, на сей раз сбегал в ближайший кабак за солью для гречки. Пока мы пили чай, к нашей утренней компании подошёл хозяин близстоящего дома, у которого мы разбили наш ночной лагерь. Человек лет пятидесяти оказался знакомым наших друзей, сделал нам приветствие и пошёл своей дорогой. Похоже, что поляку не было большого интереса к нам, хотя он и выразил большое удивление, когда узнал кто мы и откуда. Он лишь пожелал удачи и удалился. Мы уже заканчивали сборы, всё-таки десять утра и дальше времени терять было нельзя. В этот момент начал идти дождь, который до этого только временами обозначался мелкой моросью. Обменявшись номерами телефонов с Валерием,  выразили надежду, что когда-нибудь свидимся на нашей родине, так как он иногда приезжает к морю в Ильичёвск,

Наши знакомые напоследок дали дельный совет: отсюда двигать на Бельско-Бяла лучше через Вилямовице. Пояснение было такое, дальше дорога шла надолго вверх, а предложенным вариантом мы могли обогнуть бугор, хоть и не на много увеличить при этом километраж. Усевшись и укрывшись плащами, мы покатили, рассматривая по пути польские деревни. Дождь накапывал с хорошим упорством, по хмурому небу было понятно, что это может продолжаться долго. Тем не менее, идеальное дорожное покрытие отнюдь не мешало двигаться с приемлемой скоростью 20-25 км/ч. Первые часы мы даже не сталкивались с проблемой луж по краям дорог. Наоборот, мы крутили и были довольны, тем что без особых хлопот могли изучать местный колорит. И мы его находили во многих деталях. Проезжая сёла, численность которых не превышала и тысячи человек поражала чистота и уют частных домов, усадеб, придомовых территорий. Нашим глазам казалось, что всё было сделано так, будто вчера люди вышли на улицы на субботник, и со всем управились до глубокой ночи и легли отдыхать. Ибо как ещё объяснить полное отсутствие местного населения, которое словно по заговору, не попадалось на глаза.

В безлюдном Вилямовице мы остановились возле большого костёла и решили туда заглянуть. Сперва я увидал перед церковью велопарковку, а позже обратил внимание на вымощенный плиткой тротуар, растущие кипарисы, и ещё что-то в этом роде тропическое. После того как мы уже вышли из костёла, улицы сходящиеся к зданию, стали заполняться людьми самого разного возраста. Такая вдруг резкая активность сопровождалась ударами в колокольне. Поляки спешили на службу, после чего Вильямовице ожил. Это было всего лишь небольшое, по нашим меркам, село, в котором проживало чуть менее трёх тысяч человек. Со временем, уже в Одессе, я также выяснил, что  существует вильямовский язык. Считается, что он происходит от западногерманского. После Второй мировой его сильно стал вытеснять польский, и теперь вильямовский язык находится на грани исчезновения, так как им владеют меньше ста человек. Вот так нам повезло прокатиться в Вилямовице – единственный город на свете, где ещё знают этот язык.

Дальше дождь только увеличивался, и на подъезде к Бельско-Бяла мы уже были полностью промокшими. Температура десять-пятнадцать градусов, а это значило, что отдыхать долго мы не могли. Заехав в этот древний городок, с населением почти двести тысяч человек, мы решили напиться, передохнуть, а заодно глянуть в карту. Пока включал свой смарт он выскользнул из рук и хорошо треснулся о мокрый асфальт, оставив по краю телефона след на память. Перепуганный весь, я успокоился лишь когда экран снова загорелся и точно указал наше местоуныние. Удивительно, но Бельско-Бяла имеет город-побратим с украинским Бердянском, тогда этого мы не знали, но что-то бердянское в воздухе тем не менее чувствовалось. У одной из остановок стали под навес. Проехали всего километров двадцать, а начали уже постепенно уставать.

Чёткого плана куда мы должны доехать за сегодня не было. Планы изменились в связи с тем, что в Бельско-Бяла мы должны были приехать только сегодня к вечеру, но в виду вчерашнего марш-броска мы уже тут. Ясно одно – необходимо передвигаться к чешской границе, где по пути должны заехать в крупный город Острава. Но меня больше мучило не это, а те самые мысли, которые ещё с Одессы вырастали предо мной: по какой именно дороге ехать дальше – ведь от Бельско-Бяла к Остраве вела автомагистраль, другими словами автобан, что значит по нашему – нам, велосипедистам, там делать нечего. И как теперь? Альтернативной тропы я на карте разглядеть не мог. Для начала решили подъехать к самому автобану, а там как карта ляжет.

Сделав пару глотков из ледяной бутылки, слегка размявшись, мы продолжили свои брожения по Бельско-Бяла. Выехав на круг и проезжая повороты, раздался сильный грохот и дребезжание. Когда же я остановился, то увидел как Лёша кривобоком вползает на тротуар. Происшедшее свершилось на площади Освобождения. С Наташей всё было в порядке. Это так Леша резко затормозил и свалился, сильно разодрав колено. Поскольку он ехал в наколенниках, то можно сказать про большую в этом удачу: насколько сильно она смягчила рваный эффект от падения. Сильно прихрамывая, он влез снова в седло и продолжил езду. Небольшие поломки велосипеда в районе манеток были быстро устранены, а вот с коленом пришлось подождать, в целом всё обошлось только большим испугом. Мы ехали дальше под бурный аккомпанемент Алексеевых проклятий.

Ну вот теперь, подъехав к автобану, мы услыхали рёв машин и проносящихся по нему грузовиков. Выезжать не стали, но и конкретного направления куда же ехать мы не имели. Решено было ехать так: по мелким дорогам держаться параллельно автобану, не упуская его из виду. Эта идея прожила не более четверти часа: дорога постоянно петляла, мы ехали через какой-то частный пригородный сектор, каждые триста-пятьсот метров, а то и чаще, приходилось останавливаться у перекрёстков и гадать куда дальше свернуть. Дождь не прекращался, указатели нас не спасали, автобан совсем потерялся, изредка встречались местные, но их особо не расспросишь, время улетало очень быстро и впустую. Часто ехали наобум. Карта, загруженная на мой смарт, показывала только один автобан, более чёткой детализации местности и дорог у меня не было. Нас едва спасал gps на моей размытой карте. Лешин айфон, как известно, без интернета ничего не стоил в такой ситуации.

На одном из мостов наша дорога снова привела на автобан. По мере приближения к нему мы не заметили запрещающих знаков для велосипедистов, хотя я был почти уверен, что занимаюсь самообманом – ехать по нему нам нельзя. А что делать, когда надо? Совсем плотно прижавшись друг за другом, мы смело выехали на магистраль, никаких турникетов – проезд был бесплатным. Мы весело помчались, держась очень близко к краю дороги, при этом, до самой дорожной разметки слева было ещё добротных метр-полтора, И тут же отметили, что в качестве покрытия нет никакой разницы с теми дорогами по которым катили сёлами и деревнями до сих пор.

Уверенно и ничуть не мешкая, мы хорошо раскрутились. Участок по автобану предполагалось проехать до самой границы, то есть до самого Цешина, а это километров тридцать-сорок. По международной классификации дорога называлась S-1. В общем, часа через два должны быть на месте. Как тут слева очень быстро по средней полосе нас обогнал полицейский микроавтобус. Я слегка напрягся, но бусик летел куда-то дальше. Мы проехали по автобану ещё минут пятнадцать, и нам никто из водителей не посигналил, и не пытался высказать своего возмущения по поводу нарушений правил дорожного движения. Тем не менее, сквозь столб дождя, метрах в двухстах, я заметил мерцание проблесковых маячков на обочине. Приблизившись к ним увидели тот самый полицейский микроавтобус, что нас обгонял ранее. Из него вышли несколько людей в форме и один из них вышел вперёд к нам и поднял руку. Стало понятно, что к ним нельзя приближаться вплотную и мы остановились метрах в двадцати, после чего медленно подходили уже пешком. В это же время полицейский произвёл несколько фотографий на свой фотоаппарат. В голове моей промелькнулись мысли о сногсшибательном штрафе, и о том, что неужели наша поездка так глупо подошла к концу?

Поляк строгим тоном объяснял, что тут нельзя ехать. Я тут же стал ему оправдываться, мол, мы иностранцы, карта показывала только эту дорогу, а нам, дескать, очень сильно надо. И вопрошал, как же ещё нам попасть в Чехию? В течении минуты обстановка быстро разрядилась. Удивительно, но ни этот полицейский, ни другие, не пытались выяснить кто мы такие, они даже не спросили наших имён, не просили предъявить документы, маршрутные листы ничего такого им от нас не нужно было. Я обратил внимание, что все полицейские были довольно мощного вида и высокие. Тот с которым мы общались несколько минут объяснял наши дальнейшие действия куда и как нас следует ехать. Объяснял настолько подробно и щепетильно, что даже махал руками, ходил по дороге и буквально воспроизводил некие действия в воздухе, например, будто берёт велосипед и переходит с ним на обочину к траве. Дальше, он взял карту и что-то в ней пытался исправить, качая головой. Мы стояли ошарашенные таким гостеприимством. После того, как нас отпустили мы пошли по траве вдоль дороги, и когда обходили полицейский автобус картина перед ней заставила нас содрогнуться: на обочине лежала перевёрнутая легковушка. По всей видимости, машина на огромной скорости слетела со скользкой трассы и врезалась в один из заборов, что ограждают автобан. Автомобиль был измят со всех боков, крыши, перёд наполовину отсутствовал. Кто знает, встретились бы мы с полицейскими, не будь этой самой аварии или нет, думаю, вряд ли, но урок был хороший со всех сторон.

Через километр-другой мы нашли ту дверь в ограждении, о которой говорил полицай, спустились с автобана и подкатили к Макдональдсу. Насквозь промокшие и уставшие, мы надеялись пересидеть дождь в общепите, а также немного согреться. Зайдя в помещение, на душе чуть повеселело. Своей речью и водным видом мы очень привлекали тамошних посетителей. Мы нашли укромное место в углу ресторана, откуда могли наблюдать в большое окно за погодой и велосипедами, продолжавшие своё купание. Сделав заказ, горячий шоколад, чай, кофе, мы предприняли попытку просушить вещи в туалете. Предварительно промыв нательные футболки, понемногу привели себя в сухой божеский вид. Несмотря на пребывание в тёплом помещении, где работала кухня и обогреватели. я настолько промозг, что ещё долго дрожал. Наконец, мы стали размышлять, как нам ехать дальше. До границы оставалось ещё под сорок километров, и это только до Цешина, но никакого намёка на прекращение дождя не было. К тому же температура постепенно падала. Воспользовавшись ресторанным вайфаем мы подгрузили карты, и убедились, что альтернативы велосипедному движению нет никакой. Ну разве что оставаться здесь.

До сегодняшнего дня я никогда не попадал ни на минуту под дождь верхом на велосипеде. И если с утра я даже не представлял, как мы будем справляться с этой помехой, то уже к вечеру от поездки под ливнем мы в какой-то мере получали эстетическое удовольствие.

Времени терять нельзя, и отдохнув часок, мы продолжили движение, теперь уже вдоль автобана, по «старой» дороге как её называли местные. По качеству покрытия она не отличалась от автобана, главной особенностью была её извилистость. И эта извилистость была не только в горизонтальной плоскости: вправо-влево часто приходилось менять направление, заезжая в небольшие поселения, большой неприятностью стали для нас горки, буквально идущие одна за другой. И если вверх мы ехали медленно по понятным причинам, то вниз тоже медленно: разогнаться нам не давал разыгравшийся ливень. Правду говорят, что человек ко всему привыкает. Так и сегодня: во второй половине дня мы уже практически перестали обращать внимание на дождь. До сегодняшнего дня я никогда не попадал ни на минуту под дождь верхом на велосипеде. И если с утра я даже не представлял, как мы будем справляться с этой помехой, то к вечеру мы в какой-то мере даже получали от этого эстетическое удовольствие. Байки справлялись с водой, ничего нигде не ломалось, не скрипело, и я в первый раз видел его таким же чистым, как в первый раз в магазине.

Через час мы достигли небольшого городишка Скочув. Карта указывала, что там имеются крупные автостанции и железнодорожные пути, ведущие в соседнюю Чехию. Главная улица, шедшая от окраины города, быстро привела нас к автовокзалу. Автовокзал был маленьким, всего пять-шесть платформ и небольшое здание. Несколько автобусов готовились к отправке. Из расписания мы сделали вывод, что ночным рейсом можно уехать до Остравы, однако что же делать там ночью по приезду? Решили наведаться на местный железнодорожный вокзал. До него от автостанции километра два по городу, и пока доезжали успели ознакомиться с его достопримечательностями. Из-за ненастной погоды на улицах было очень пустынно. Ухоженные домики вычурного вида, старая часовенька, прозрачно чистые лужи на брусчатке оставляли тёплые ощущения в душе, словно передо мной лежала книжка сказок с картинкой на раскрытой странице.

Подъезжая к вокзалу, меня уже пугали мысли о безлюдности прилегавших к нему улиц. Совсем не та картина, что мы наблюдали у автовокзала. Никаких машин, транспорта, вообще ни души, ничто не давало признаков движения кроме нас и дождя. Улица, по которой мы ехали закончилась и упиралась, то ли в парк, то ли в какие-то зелёные насаждения, и мы не сразу могли установить, где же тут расположен вокзал. Внимание привлёк отдельно стоящий дом из тёмно-красного кирпича. Парадный вход был закрыт решётками, над ним висели часы, которые не ходили. Вокруг совсем никого. Однако, здание можно обойти со стороны. Зайдя за угол мы, наконец, увидели железнодорожные рельсы. То, что не было ни одного поезда или вагона нас уже не удивляло – всё так же забитые двери, нерабочее часовое табло, несколько пустующих перронов, сквозь асфальт наружу прорывался бурьян, никакой жизни, полное безмолвие. Вокзалом это никак не назовёшь, больше станция. Ещё раньше, мысленно, я готовился к тому, что нам придётся покидать этот городок своим ходом, но эта картина добавляла моим раздумьям неприятную тяжесть. Что делать дальше было уже совсем ясно: до граничного Цешина ещё пятнадцать километров. Непонятно где, и в каких условиях при такой погоде придётся заночевать. Дело шло к потемнению, а вместе с тем становилось всё холоднее. Мы быстрее уставали и хуже восстанавливались на непродолжительных остановках. Стоя на пустом перроне мы окончательно задубели. В соседнем здании я обнаружил светящееся окно, долго стучался туда. Через несколько таких подходов оттуда, наконец, вылез его обитатель, человек преклонного возраста был глуховат, пил чай и смотрел у себя телевизор. Ничего путного от него добиться не удалось, старец не понимал, чего от него хотят узнать, что-то поворчал и закрылся обратно. Надо сказать, у здания станции был небольшой навес и некоторое время мы могли укрыться от дождя, но чем больше мы бездействовали, тем сильнее промерзали. Я очень хотел сесть и ехать, чтобы согреться, Наташа и Лёша, напротив, они были уже вымотаны скитаниями, и хотели отдохнуть. Все вещи, одетые на нас леденили тело, а переодеться было не во что, да и бессмысленно: любая сухая тряпка тут же превращалась в мочалку. Нам пришла идея закутаться в чехлы от велосипедов: материал всё же непромокаемый и может хоть как-то полегчает. Затея в переодевание немного скрасило наше положение. Обернувшись в чехлы Лёша с Наташей стали похожи скорее на инопланетных гостей, нежели на существ земных. Под дикое ржание мы начали покидать безмолвный Скочив и приближаться к чешской границе.

Уже через час мы были почти у цели. Светового дня оставалось совсем немного, может полчаса, и крайне желательно до темна было бы отыскать какой-нибудь отельчик на ночь. На самом подходе к Цешину был крутой спуск с поворотом. Мчась по нему, я обнаружил, что мои тормоза перестали справляться. На удачу спуск был не очень затяжным, но всё же пришлось тормозить ногой о переднее колесо. Пока я совершал эти действия меня сильно мотыляло в разные стороны. Мокрые кроссовки, колесо, дорога в лужах и как результат – успех пришёл не сразу. Я вынужден был сделать форс-мажорную остановку и заняться тормозами. Ремонтные работы заняли минут пятнадцать, но удалось наладить только передние тормоза, хотя за это время уже сильно стемнело. С другой стороны выяснилось, что как только мы продолжили путь, то снова начали спускаться, только на этот раз горка оказалось заметно длинней и тормозить приходилось регулярно.

Въезжали в центральную часть города по темноте. Я начал волноваться за наши фонари: всё-таки дождь льёт не переставая, к тому же накануне мы ими долго пользовались в палатках. Поскольку всякая дорога ведущая в центр города из её окраин сопровождается обилием фонарных столбов, недостатка в освещении не было. Мы свободно могли на ходу прочитывать надписи, выискивая предложения на ночлег. Прочитав несколько таких объявлений мы радостно успокоились с мыслью, что мёрзнуть нам осталось совсем немного.

Выбранный нами отель не просматривался с дороги. Вход в него был с обратной стороны, а располагалась наше спасительное убежище в огромном здании мегамаркета.   Подкатив к отелю мы стали немного заминаться – как же войти внутрь, ведь наш вид был явно не представительским. Грязные, мокрые и уставшие мы продолжали оставаться под ливнем и пытались растянуть забитые мышцы и окостеневшие суставы. В этот момент из отеля к нам вышла женщина. Легко одетая и энергично помахивая руками, она приветливо звала нас внутрь. Мы через слово понимали польскую речь, но в целом, суть её действий был ясен до копейки, и, что больше всего нас удивило, что заводя нас в холл, она побеспокоилась, чтоб мы не оставляли на улице мокнуть велосипеды. Мы с радостью их вкатили в помещение, оставляя по пути огромные лужи, и пристроили их неподалеку от рецепшина. Здесь же в углу, мы одолжили большие вешалки на которых раскинули сушиться практически все свои вещи. Трёхместный номер обошёлся порядка 80 долларов. Все удобства, горячая вода, вай-фай, утром шведский стол, чего ещё желать?! Поднимаясь на этаж, заметили ещё и ресторанчик с пивбаром. Тут я впервые с самого утра, вдруг, захотел напиться воды. И правда, оказалось, что никто из нас в этой изнурительной дороге сегодня не пил. Её просто не хотелось, видимо, достаточно влаги в организм поступало сквозь кожу. Я мог вспомнить, что последний глоток, сделал ещё в Бельско-Бяла.



С НОВЫМИ СИЛАМИ.

Утро на удивление вышло лёгким на подъём. Вопреки вчерашним страданиям я не мог обнаружить крепатуры или других неприятных ощущений в теле. Это было хорошим известием. После вкусного завтрака мы не теряя времени собрались. Все вещи были выстираны и высушены. Наши велосипеды также просохли в углу холла, но цепи успели немного проржаветь. Упаковывая багажник, я с ужасом понял, что не могу найти кошелёк. В нём, одним словом, было всё. Все деньги, банковская карточка, какие-то записи, даже водительские права. Сильный шок я переживал минут двадцать пока переворачивал с ног на голову велосипед с вещами, и все предметы в гостиничном номере. Настоящую тревогу я устроил и работникам отеля по всем трём этажам, ибо вчера же кошелёк был ещё при мне. Я обнюхал каждый угол в ресторанчике, но всё безрезультатно. На рецепшине созвонились со всеми теми, кто вчера дежурил в отеле. И моей радости ещё долго не было предела, когда после очередного звонка девушка лёгким движением руки отворила шкафчик и достала моё имущество. Как оказалось, кошелёк я оставил в пивбаре на диванчике, а потом его подобрали работники отеля. Моё положение было спасено.

Утро было ясным и солнечным, а о вчерашней непогоде напоминала всего лишь сырость, лужи и ржавые цепи. Ржавчину быстро ликвидировали специальным маслом. План на сегодня был таков: мы пробираемся на чешскую сторону города, а оттуда поездом переезжаем в Брно. Такие изменения в маршруте были связаны с тем, что мы убедились в невозможности двигаться по прямым автобанам, и уже более извилистый путь на Прагу мы проложили из Брно. Теперь нужно скорее бы добраться до этого города.

Откатив от гостиницы, всего через минут двадцать мы въехали на мост разделяющий Цешин на две части. Хотя правильнее было бы употребить слово объединяющий. Мост объединяющий Чехию и Польшу. О том, что мы въезжаем в другое европейское государство возвещает лишь небольшая табличка посредине моста и три флага – польский, чешский и ЕС. Сам по себе мост ни чем не примечателен. По нему ездят машины, в боковой его части обыденно ходят пешеходы, внизу течёт река. В ширину метров тридцать, в длину метров семьдесят. Вот и весь кордон. Мы, конечно, задержались в этой точке о чём-то с надеждой вздыхая.

Чешская часть города уже отличалась на глаз от польской. Казалось, что это исторический центр города, а не окраина, и потому дома всё чаще попадались более сложные в архитектурном смысле, фасады более вычурные, улочки всё диковинней да позаковыристей. На одном из участков брусчатой дороги у Лёши вылетел фонарь и он тут же его переехал, оставив щепки у бордюра. Фонарь был Наташин, в связи с чем между ними произошёл соответствующий диалог. Закончился он минут через пять, как только мы подъехали к веломагазину. Там же купили новый. Через пару поворотов от магазина, мы очутились у красивого здания вокзала. В очередь стал Алексей. Не успели мы с Наташей начать осматривать привокзальные окрестности, как Лёша уже выбегал с просьбой срочно менять деньги на кроны, потому как есть возможность успеть на поезд, который вот-вот подъедет. Пока мы ожидали Лёшу с билетами, к нам с интересом подошёл местный чех. Пожилой человек с удивлением и улыбкой на лице разглядывал наши транспортные средства, по-английски расспрашивал о нас и наших целях. В конце разговора он пожелал нам приятной дороги до Праги, а вообще по глазам его читалось, что он и сам бы сейчас всё на свете бросил и присоединился к нашей компании, но бросать ему было нечего, а мы в это время уже убегали на перрон.

То ли НЛО, то ли действительно поезд почти бесшумно подплыл к нашей платформе. Куда бежать и что делать с велосипедами, нужно было сообразить за десять минут. Сначала мы ждали, когда откроются двери, потом около минуты мы выбирали в какой вагон нам влезть – они не все были одинакового типа. Наконец, выбрав, понравившийся вагон мы ринулись к нему. Двери в поезд, как оказалось, просто так не открываются – для этого нужно давить на кнопку возле неё. Тут же выбежала проводница, и уже на совсем непонятном, после польского, чешском языке, что-то затараторила. По её резким взмахам мы догадались, что этот вагон не для перевозки велосипедов. Таковой нашли рядом и уже в него спокойно вошли. Для велосипедов там действительно предусмотрены специальные фиксирующие поручни.
Разобраться в них было очень просто. Вагон был примечателен тем, что был двухэтажным, с удобными персональными креслами, наподобие, как в кинозалах, а также с большими чистыми окнами.  Нам нужно было добираться в Брно, но выяснилось, что с пересадкой. И уже в Остраве мы меняли поезд. Жаль, что в Остраве у нас не было времени даже выйти за территорию вокзала, чтоб хотя б одним глазком глянуть на этот довольно крупный город. Места в купейном вагоне занимают по принципу: где свободно, там и сел. Сразу удивила тишина, порядок, спокойствие и повсеместная опрятность, окружавшая нас. Всё это создавало впечатление необъяснимой уверенности, хотя чувство недоверия иной раз да и проглядывало наружу моего сознания. Двери в купе все сплошь из стекла, сквозь которое попадало дополнительное множество света из коридора. Страдающих особой манией можно успокоить задёргиванием штор так, что уже никакому глазу извне до обитателей купе не добраться. В самом купе всё как-то по домашнему: большие кресла-диваны а между ними столик. Перед самым отправлением к нам присоседился ещё один попутчик. Паренёк ехал также в Брно. Как он нам рассказал, это город, в котором он родился и вырос, и что очень примечательно, Прага ему совсем не по душе. Брно – совсем другое дело! Спустя неделю я стал понимать, о чём он тогда говорил.



БРНОУВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Добравшись до Брно, мы вышли с территории вокзала и наобум, следом за большой массой людей, перешли на другую улицу. Ещё с перрона мы заметили, что по близости на какой-то горке возвышался большой старинный собор. Мы решили ехать к нему, предполагая, что окажемся в центре города. Дорога шла круто ввысь, всё время поворачивая. Так мы въехали в исторический центр Брно, где и провели несколько часов времени. Нас ждала программа, отработанная в предыдущие дни – сначала перекус, далее – знакомство с достопримечательностями.

В виду несметного количества приятных глазу объектов наши хождения по городу затянулись до глубокого вечера. О ночлеге я не очень переживал так, как имел адрес кемпинга, о котором разузнал ещё в Одессе и пометил на свою карту. Место находилось почти при выезде из города и как стемнело мы выдвинулись к нему. Покидая город, мы ощутили, что снова голодны и перед тем, как поселиться в кемпинге, решено на ближайшей заправке перекусить по лангету с сандвичем.   Поиски необходимого адреса продолжались не долго. Указанную на карте улицу мы быстро нашли в частном загородном квартале. Однако, дом, перед которым мы стояли, едва ли представлялся каким-то кемпингом или хостелом. Мы стали звонить в ворота и в глубине дома появился свет. К нам долго никто не выходил, а вскоре и свет пропал.


На часах было около десяти. Мы стали звонить по телефону кемпинга, постепенно теряя надежды. Уже прошло минут десять, как мы стояли возле частного дома пытаясь решить, переночуем мы тут или нет. Неожиданно из соседнего дома вышел человек, видимо не выдержав наших громких разговоров. Брнонянину ничего не было известно по поводу соседнего дома, лишь сказал, что кемпинг есть на другой улице, но работает он только летом. Через некоторое время мы сами всё увидели своими глазами и решили покинуть данные окрестности в поисках другого места для ночлега.

Судя по карте, округа была густо засажена деревьями и на этой лесистой территории ещё находились отели и гостиницы. Место в котором мы оказались не имело уличного освещения поэтому мы перемещались с включёнными фонарями, однако тьма была настолько густая, что даже при свете трёх фонарей мы имели незначительный обзор: метров двадцать-тридцать вперёд и всего несколько метров в стороны. Мы ещё с полчаса ездили по петлявшей дороге, которая то и дело раздваивалась, и иногда мы натыкались на те места, где уже проезжали. Как-то раз выехали на какой-то бугор, откуда мы хотели просмотреть окрестности, но из-за тёмной ночи и густых зарослей ничего разобрать не смогли, лишь где-то вдалеке мерцали разноцветные огни ночного Брно. Удивительно, что проезжая вдоль частных домов редко где мы обнаруживали свет в домах. Район казался совсем заброшенным и захолустным. Из какого-то дома за огромным забором слышались звуки: то ли крики, то ли плач, то ли радость, в общем, мы скорее ретировались обратно вниз к большой дороге. Наконец, мы повстречали указатель на отель и уже через несколько минут стояли у ворот, за которыми, метрах в пятидесяти, действительно было нечто похожее на отель. Однако смутило всего лишь пара горящих фонарей у ворот и перед самым входом в здание. Мы прошли через ворота и приблизились к отелю. Вход в здание был закрыт, внутри никого, но вокруг чистота и порядок. Вся территория занимала с полгектара при этом никакой охраны даже собак, что нас радовало. Вокруг здания беседки с лавочками и ровно подстриженный газон. На часах одиннадцать и нам очень хотелось кинуть палатку уже прямо здесь. Мы несколько минут обсуждали, стоит ли делать это или нет, и в конце концов пришли ко мнению, что попробуем ещё проехаться к соседнему отелю и попытать счастья там и если не повезёт, то вернёмся сюда. Через минут десять мы въехали на территорию другого отеля. Этот явно был лучшего вида, он занимал ещё больше территории, а на первом этаже здания работал пустой ресторан, где играла музыка, в двенадцать он должен был закрываться, то есть совсем скоро. Отель был четырёхзвёздочным, и это как-то ощущалось в интерьере самого заведения и прилегающей уличной территории. На входе нас встретил бармен и заговорил о наших планах. За барной стойкой он показывал на своей карте, где мы находимся, а мы ему рассказывали, откуда мы и куда в итоге стремимся попасть. Его карта была очень подробной, и я припас её на будущее в чём отказать работник отеля нам не смог. Выяснилось также, что это единственный на районе работающий отель остальные в это время года уже закрыты. Самый дешёвый вариант мог быть за сто семьдесят долларов на троих. Казалось, что Алексей с Наташей, измученные ночными поездками, уже согласны тут остаться и никуда больше не двигаться. Но мне всё же удалось их убедить, что в этом нет необходимости – во-первых, в таком лесу мы в два счёта найдём место для палатки, во-вторых, нас тут не накормят, отельный кабак закрыт, а ждать самого утра и гадать, что будет за пища, да и по какой цене, тоже не хотелось. В итоге ещё через пятнадцать минут дополнительных колесений по знакомым петлям, и мы нашли понравившуюся площадку для палатки. Она удобно располагалась над дорогой, но так скрывалась за рядом деревьев, что с дороги нас совершенно невозможно было узреть. При этом с данной полянки, возможно, открывался вид ещё куда-то, но из-за густой темени ничего нельзя было разобрать. Становилось очень холодно и мы совсем выбились из сил от этих бесконечных поисков. Наконец палатка расставлена, и ночлег был готов, а из последних сил на горелке был приготовлен чай, после чего мы мгновенно провалились в сон.



ЯБЛОЧНАЯ ХАЙВЭЙ.

В пять утра, сразу как задребезжал будильник, мы начали понемногу выползать из нашего домика. Наташе и Лёше из-за холодных спальников хотелось этого быстрее меня. Выйдя на свет, мы увидели, что же нас окружает и где мы всё-таки приземлились. Первое, что меня порадовало выходя из домика – это чистое голубое безоблачное небо. В общем и в целом место было выбрано со вкусом! Как оказалось, наше пристанище было расположено на возвышенности, с которой вдалеке мы могли зреть красоты дивного города Брно. Прямо под нами за деревьями проглядывалась дорога, за которой ещё чуть подальше мы обнаружили реку. Поскольку утро было довольно холодным, то от реки парило и исходящие клубы облаков заволакивали ущелье по которому петляла река. Далее дым поднимался выше, садясь на деревья, откуда постепенно тянулся к домам, добавляя большей загадочности замысловатым особнякам и коттеджам. Это был не весь пейзаж. Обернувшись назад, я увидал в пятидесяти метрах виллу в три этажа. Я подошёл ближе, и удостоверился, что такого рода дом здесь был не один: по соседству с ним в ряд тянулись такие же большие частные дома. Здания были разных архитектурных стилей, но при этом чувствовалось, что на каждой территории дома был свой доведенный до конца вкус, начиная от забора и до формы окон. При виде такой роскоши, хотелось поспешить отсюда ретироваться даже без завтрака и чаепития. Как-нибудь в дороге успеем. Пока мы собирались, к одной из вилл подъехал белый мерседес. Из него вышла светловолосая женщина, с пятидесяти метров я мог бы дать ей лет сорок. Она не торопилась уходить в дом, а немного понаблюдала за нами и, заметив флажок Украины, который я ещё ночью воткнул на полянке, обратилась к нам с приветствием на ломанном русском.  Это весьма приятно нас удивило. Женщина сказала, что сама она родом из Киева, а то, что мы здесь ночуем ничего страшного, но лучше бы скорее пропасть и не попадаться полиции на глаза, они в этом районе бывают часто. Это было странно, так как за предыдущие три дня полицию мы встречали довольно редко. Мы послушались её совета и через каких-то минут десять уже выкатывали свои велосипеды на дорогу. Что ещё было примечательно, что вскоре мы действительно дважды натыкались на полицейских, они ходили с озабоченным видом, но наше присутствие их никак не интересовало.

Очень быстро мы покинули окрестности Брно и уже проезжали маленькие городки и посёлки, выискивая открытые магазины с целью завтрака. Таковых не обнаруживалось, поскольку было ещё раннее утро, а с другой стороны мы могли наслаждаться пустынными улицами. Полное отсутствие каких-либо жителей на дорогах добавляла к и так ухоженным сёлам ещё большего порядка и чистоплотности. Меня не покидала мысль, будто непременно все жители этих городков вместо хождений на работу, школу, или ещё куда-то, с утра до ночи, то и дело, что занимаются чисткой и уборкой своих улиц. И делают это очень щепетильно и обстоятельно, и не приведи господь, чтоб один из жителей в это время был бы занят чем-то иным.


Час за часом, города пролетали один за другим. Что поражало, что всё это время по обе стороны дороги плотным строем росли спелые яблони. Регулярно мы останавливались и лакомились сочными плодами разных сортов, иногда даже удавалось сорвать с ветки прямо на ходу. Кисло-сладкий вкус свежесорванного холодного яблока прекрасно утолял жажду и поднимал настроение. Через тридцать километров, в глухом селе Дубравник решено основательно пообедать. Найти работающее кафе было делом несложным. Старенький дедуля, к которому мы обратились в продуктовом магазине, единственный, кто говорил на английском он и направил нас туда, где можно перекусить. После часового сытного обеденного перерыва мы продолжили свой путь. Теперь дорога пошла через лес круто вверх. Глядя на карту, я прикидывал. что подъём займёт половину часа, а на середине леса мы покатимся вниз. Но, увы, к нашему сожалению весь лес мы проезжали только вверх, и заняло это у нас больше часа.


Поразительное бабье лето окутывало нас всеми красками этого времени года, какие могут попасться в лесу. Эту осеннюю дорогу сквозь багряно-золотистые тона не хотелось покидать, и главное, среди деревьев мы не ощущали ветра, это касалось только их крон, к тому же в этой тишине мы очень хорошо и отчётливо стали слышать друг друга на ходу. Такой маршрут возник у нас совершенно случайно: где-то раньше, ещё перед Дубравником мы немного ошиблись на развилке, и теперь ехали параллельными второстепенными дорогами, но нисколько этому не сожалели. Стало довольно тепло, и сейчас мы могли себя порадовать спокойной ездой в одних футболках без курток.

Ещё километров тридцать и мы подкатили к крупному городку носившее имя Нове-Место-на-Мораве. На подъезде к нему мы заехали в супермаркет за едой, но ужинать решили в центре, найдя место поуютней. Таковое обнаружилось без усилий – всякая крупная дорога въезжающая в город обязательно приводит нас к центральной площади – это правило работало во всех городках, которые мы проезжали. На центральных площадях, непременно располагался какой-нибудь католический костёл, рядом же всегда находились лавочки, и это стало уже привычным зрелищем для наших глаз и местом небольшого перекура. На следующих километрах нам повстречался довольно крупный город Ждяр-над-Сазавой, в который мы въезжали уже в тёмных сумерках. Мы бы его проехали не заметив, однако большой и светящийся монастырь у дороги заставил нас слезть и немного прогуляться на его территории. Как стало известно позже, тут был ещё и замок Кинских. Дальнейшее движение по темноте привело нас в Ждирец-над-Дубравой – это было ещё двадцать километров несложного переезда. Уже было часов десять ночи и стало заметно холоднее. Если днём мы могли спокойно ехать не обращая на температуру, то сейчас утепление куртками было самым необходимым делом. 

Заехав в попутную заправку, мы напились, кто чаем, кто горячим шоколадом, и стали продумывать место ночёвки. Карта подсказывала, что есть тут одно место поблизости, и уже через несколько километров мы занимались обустройством нашей ночлежки. Стоянка располагалась всего в паре десятков метров от дороги в каком-то рве. По краям рва росли большие яблони, ну куда ж без них, однако меня удивил насколько большими и старыми были эти деревья. Плоды свисали буквально над палаткой – ешь, не хочу, всё так же сочные и сладкие, некоторые время от времени падали на землю, заставляя нас пугаться и вздрагивать при стуке. В этих условиях был приготовлен ужин – каша из смеси злаков и консерва, напоследок чай со сладким. Заканчивался четвёртый день велопути. Сегодня мы намотали ровно сотню километров, и эта была вторая ночёвка в палатке подряд в очень укромном месте. До Праги оставалось ещё чуть больше сотни километров.



ВСЯКАЯ ДОРОГА БЛАГОДАТЬ!

Хоть и была температура этой ночью ниже, а по ощущениям так не скажешь – адаптационные возможности человека быстро отвечают на новые запросы организма. По крайней мере так было в этот раз. В эту ночь все хорошо выспались: накануне уже не было тех панических настроений, как и где провести ночь, а также утром мы могли спокойно собираться в любое удобное время. Первым делом я позавтракал смачным яблоком, что лезло вместе с веткой прямо в палатку. При утреннем свете наше место представилось ещё более загадочным, чем прошлая стоянка: мы заночевали действительно в каком-то большом рве, шириной метров пять и углублением метра на два, при это вокруг одни поля. Что-то в этом явно было не так. Узнавать было не у кого, потому это для нас и осталось загадкой, хотя по моему мнению, это было нечто похожее на огромный окоп, который мог бы служить хорошим военным укрытием в полевых условиях.

После завтрака мы неспешно продолжили поездку на запад. Вскоре мы уже подъехали к небольшому городку Чётборг. По привычке, он был мил и уютен. Практически каждый чешский городочек производил приятное впечатление и желание остаться здесь надолго. 


В этом Чётборге я отвлёкся и свернул на одну из маленьких симпатичных улочек. К моему сожалению я оказался в тупике из которого пришлось выезжать какими-то дворами и лестницами. Мои виляния закончились тем, что я наехал на что-то острое и впервые за всю поездку у нас случился прокол. Особо никто не расстроился, так как появилась возможность передохнуть и поизучать окрестности. Инцидент произошёл при выезде из села, поэтому в это солнечное утро мы созерцали гармоничное единение полей, холмов, посадок и немного городского пейзажа.

Подъезжая к следующему относительно крупному городу, мы наткнулись на ремонт дороги, и как следствие: большие очереди автомобилей в обе стороны. Никто никому не сигналил, никто не пытался выпрыгнуть из своего места и попытаться обогнать пару-тройку авто, все стояли молча и тихо передвигались. Мы же опередили всех по краю дороги, и вышли на село, которое полностью было перекрыто из-за ремонта дорог. Именно поэтому мы тут и сбились с пути. На подъезде к Часлову справа от нас на небольшой высоте пролетело нечто очень громкое, а когда объект вынырнул из облаков мы в ужасе рассмотрели истребитель! Самолёт действительно летел очень низко и шёл на посадку. Я никогда не видел истребители вживую. Через пару минут мимо нас пролетели ещё пару истребителей, их мы уже могли хорошенько рассмотреть, по видимому, где-то поблизости находился военный аэродром. Самолёты подлетали и улетали и все они были разные, но все военные. Заехав в центр Часлова мы решили сделать небольшой перекус у большого костёла святых Петра и Павла. После этого мы продолжили движение снова по всё тем же ремонтирующимся дорогам и по объездным тропам. Пошла путаница и на фоне общей усталости к вечеру всё труднее было принимать решение, что делать и как двигаться дальше. Всем хотелось поесть, но я настоял, что прежде всего нам необходимо до темна выбраться из лабиринта разваленных дорог, а уж затем плотно поужинать в спокойном месте.
Через двадцать километров мы приехали в Кутна Гора. Милый, живописный город, в котором уже ощущалась близость Праги: обилие туристов на центральных улицах, всё больше кафешек, рестораций, отелей и сувенирных магазинов. На главной площади на глаза нам попалась итальянская пиццерия, и мы охотно в ней поужинали, а заодно и пообщались с русскоговорящими официантами. Также, это была ещё возможность зарядить наши телефоны. В Кутна Горе было полно достопримечательностей, так что неожиданно для нас мы пробыли здесь довольно долго – около двух часов. До Праги оставалось порядка шестидесяти километров, и при спокойной погоде, что нас сопровождала, мы вполне могли бы уже и сегодня туда попасть.

Покинув Кутна Гору, мы в сумерках продвигались уже по хорошим дорогам всё ближе к столице. Проехав около тридцати километров, мы оказались окружёнными плотными рядами деревьев, их кроны почти полностью закрывали небо, и из-за темноты пришлось сильно сбросить скорость. По карте мы установили, что снова ехали через лес на подъём. С каждым часом на трассе всё больше увеличивался транспортный поток. Мимо нас стало проезжать огромное количество фур и грузовиков – колонны транспорта направлялись в полуторамиллионный город. Уже было около восьми и мы остановились в Вижловке. До Праги оставалось ещё чуть более двадцати километров. К этому моменту мы уже за сегодня проехали сотку, и необходимо решить, что делать дальше – ехать ещё час-полтора и сегодня оказаться в Праге, но тогда нам надо там искать ночлег, или остаться в местном придорожном мотеле и ранним утром свежими силами въезжать в Прагу? Второй вариант оказался предпочтительнее.

Недорогой отель, по четырнадцать евро с человека со всеми удобствами, распахнул для нас свои объятья. Поскольку в баре можно было заказать только выпивку, а всё съестное готовится только до семи часов, то ужинать пиццей во второй раз за вечер мы отправились в кабак через дорогу. Здесь мы уже могли расслабиться и парой бокалов пива согнать стресс, накопившийся за последние дни. В этот момент я стал совершенно спокоен относительно нашей поездки – ведь до Праги оставалось всего рукой подать. Мы проехали более трёх с половиной сотен километров в незнакомых странах и городах, и до главной цели оставалось совсем чуть-чуть. Здесь же, я начал прикидывать вероятность продления нашего путешествия из Праги дальше на Дрезден. Это ещё сто километров, но это и ещё одна страна, ещё один день в пути, и встреча с ещё одним замечательным городом. Главное – у нас были в запасе для этого целых четыре дня открытой визы.



КУДА ПРИВОДЯТ ВЕЛОМЕЧТЫ.

Раннее утро в Вижловке было очень приятным по причине хорошей погоды и попутного ветра. Постиранные и отоспавшиеся, мы, не теряя времени, покинули последний наш ночлег. Особенно радовало, что по прохождении двух дней подряд по сто километров ни у кого не ощущались болезненных последствий. Мы просто продолжали вкручивать по обыкновению и рассматривать окружающую среду.

Минут через сорок мы решили остановиться на одной из заправок, и как это стало уже привычкой, согреться по утру чашкой чая или кофе.     Километров за десять до Праги мы стали наблюдать как слева и справа от дороги стали появляться большие здания – то были склады, различные промышленные цеха, прочие производства и кое-где жилые кварталы. В одном месте, словно мы попали на высокую точку холма, нам открылась огромная панорама всего города. Горизонт был испещрён острыми пиками домов, колокольнями, эндшпилями и иногда высокоэтажками. 
В это время нам в спину задувал ветер, и мы мчались навстречу этому городу на скорости до тридцати километров в час. Наконец, увидав то, о чём я мечтал последние месяцы, в голове колесом закружились мысли и эмоции. И в этот момент меня окружило чувство, когда я не знал, что делать дальше. Я просто не совсем точно представлял куда именно, в какую точку города нам теперь добираться. Мы просто ехали туда, куда вела нас эта дорога. Но, я так и не мог найти в себе ответ: почему мы выбрали эту дорогу, и вообще, что делать, когда путешествие завершается? В этот момент мне стало казаться, что я не хочу вот так заканчивать это приключение. В голову наплыла куча мыслей, что нужно бы как-то продолжить этот побег. Но куда и как? Мне уже не хотелось видеть этой Праги, ибо это означало, что теперь всем моим скитаниям по неизвестности уж точно пришёл конец. Теперь не придётся больше стоять у развилки и размышлять, нет даже не размышлять, а спорить с Лёшей и Наташей, куда же свернуть, где остановиться, сколько ещё ехать и тому подобное, быть взволнованным перед неизбежностью выбора каждый раз, когда дорога нас к этому приводила. Для себя я в этот момент совершенно определённо понял, что не какой-то город или место меня манит в дорогу, а сама возможность на этом пути встретиться с неизвестностью. Это волнение, радость и трепет в зависшем состоянии сознания и есть та сила толкающая человека в путь. А что до Праги, ну обычный современный город, с богатой культурой и тучей паломствующих туристов, куда каждый едет за своей порцией ощущений.

Последние двадцать километров выдались самыми роковыми для Алексея за всю его велосипедную жизнь. Подкатив в самом центре Праги к телевышке его велосипед, спрыгивая с бордюра, вдруг издал громкий хруст, и следующие несколько метров Алексей проезжал со звонким скрипом. Каким-то образом задняя перекидка полностью вошла меж спицами, выломав при этом пару штук, и ещё пару спиц погнув, вдобавок ко всему, велосипедная цепь также перекрутилась и изогнулась. Прямо в парке, где всё это произошло мы стали на ремонт. Помимо прочего, заднее колесо приобрело ещё и восьмёрку. Изучив всё детально, пришлось выбросить перекидку, она была разломана не несколько частей, выкрутить четыре спицы, а из цепи удалить два десятка звеньев.
Таким образом, через час спортивный шоссер перевоплотился в синглспид. Своими усилиями устранили частично и восьмёрку. Так что теперь Лёша мог снова перемещаться, однако назвать это нормальной ездой уже никак было нельзя. Теперь все мысли о дальнейшей поездке в Дрезден можно отложить на следующий раз. Но несчастную картину для Алексея нельзя назвать полной если не указать ещё одной детали. Во время ремонта, вдруг обнаруживается, что у него пропал кошелёк с документами и деньгами. Сначала, я подумал, что это такая шутка, но в действительности это так и оказалось. Как мы потом вспоминали, свой бумажник он собирал ещё при выезде из мотеля в Визловке, и даже его доставал на заправке, где мы утром чаёвничали. Больше остановок не было нигде. Тут Алексею стали проясняться мысли, что вероятнее всего, он оставил свой бумажник на нижней полке столика, когда на заправке пили чай. Это был ещё один неприятный удар в конце поездки. Единственное что радовало, это паспорта, в которых также находилась небольшая часть денег, остались в сумке на месте.



ЭПИЛОГ.

В Праге мы провели оставшиеся несколько дней. Однако, брожения по безусловно живописному городу не могли стать ярче тех эмоций, что мы пережили за последнюю неделю. Здесь ты турист, знакомящийся с мёртвыми памятниками. Конечно, великие мастера архитектуры, скульптуры, живописи со всем своим божьим даром, душой и уменьем, уж постарались оставить за собой великие творения, с тем, чтоб воспроизвести на потомков глубочайшие впечатления. И действительно же, их работы из древности веков умеют достать до твоей души и дыхнуть своим величием. Но, я утверждаю, что самое незабываемое, что остаётся в душе человека – это мгновения и события пережитые им самим. Не только мысленно, а созерцая историю в действии, не имеющую начало и конец.