ПРИДНЕСТРОВЬЕ. Часть 1. (5 янв. 2013 г.)


  Довелось на праздники проехаться в очень ближнее зарубежье. Из Одессы на родину жены ровно сто километров. По тёщиному приглашению я решил съездить на блины верхом на велосипеде. Прогноз за два дня до выезда был очень благосклонным: плюс пять, что можно считать жарой для января, и без осадков. Собрав велобаул с цивильной одеждой для посещения гостей, небольшой провизией: два шоколадных батончика, пара мандарин, воды, я также прихватил горелку, на случай не замёрзнуть, если придётся стопнуться в полях.


    Отъехав в десять тридцать от дома, сразу почуял сырую свежесть утра, которая намекала на суровую погоду в будущем. Пока выезжал из города, проблемы создавал, как всегда, лишь городской транспорт, особенно вблизи вокзала. Устремившись по Дальницкой, покидая центр города, мне в седле как-то полегчало на душе – ведь уже почти с три месяца я никуда не двигался, вспомнив, про последний грандиозный заезд, а именно европейское велотурне с друзьями Лёшей и Наташкой. С тех пор были кратковременные переезды по городу. Теперь я решился в одиночку выехать из нашего государства, хоть бы и в соседнее Приднестровье, тем более, что готовились блины на Рождество. 
    Приятную глазу картину я наблюдал уже при выезде с центра: по встречной полосе тяжело двигались два велотуриста. Оба какие-то заросшие и довольно замученные, сразу бросалось, что их велобаулы внушительных размеров, литров на восемьдесят, к тому же имелись дополнительные сумки на руле. Похоже, что двойка прикатила откуда-то издалека. Заметив друг друга, с расстояния метров пятидесяти, мы улыбаясь кивнули головами, махнули руками и разъехались. Больше я в этот пасмурный день велотуристов не встречал.
    Проехав часик, всего восемнадцать километров, сделал первый перерыв, как получилось, в Великом Дальнике. К тому моменту вся куртка уже намокла. Так не сбылся первый прогноз синоптиков о ясной погоде. Густые тучи со всех сторон окружили дорогу и стали понемногу меня поливать. Отдыхать я рассчитывал недолго, слезши с педального, через пару минут моё горячее тело успело остыть. Сырой воздух проник до мозга костей и стал играть на нервах. Нельзя сказать, что я как-то устал, но это обстоятельство меня сильно расстроило –  ведь на следующих остановках о полноценном и уже необходимом отдыхе можно просто забыть. Подбадривая себя мыслию о блинах, я покатил дальше. Сзади остался Дальник, и я, обмокаемый дождём, еду к следующему населённому пункту, до которого двадцать пять километров.


    На этом отрезке пустился натуральный дождь, который до этого лишь моросил и больших проблем не создавал. Но вот теперь по краю дороги стали образовываться небольшие лужи, хотя это тоже пока ещё не причиняло особенных неприятностей, а вот задувания ветра прямо в лоб стали усиливаться. Дорога была практически прямой, даже небольшие повороты казались едва ощутимыми в монотонном кручении, и ничто так меня не угнетало и не тормозило, как прикованные к ветру мысли. Если путь приходился на каком-то подъёме – ветер будто дважды усиливался.
    Наконец, за час сорок, я добрался до Васильевки в уже абсолютно мокрой куртке и джинсах. Оставалось надеяться, что слой термобелья на ногах продержится сухим ещё хоть час-другой. В верхней же части я был хорошо застрахован от полнейшего промокания. На спидометре немного перевалило за сорок километров, меньше половины, а сил потрачено изрядно. Небо стало безнадёжно жутко-чёрным. Я закатил вел под навес одного длинного строения, внутри которого располагался магазин, в соседней двери почему-то не работала аптека, и ещё рядом находились распахнутые ворота СТО, где крутились пару мужиков над каким-то раскрученным до винтика автомобилем. 
    Моё появление не вызвало особого интереса у местных, чему я каждый раз не знаю огорчаться или радоваться. Из магазина только раз высунулась женская голова с сигаретой, но, вероятно, оценив взглядом, что мы жители разных планет, навсегда исчезла обратно. Когда я снимал зимние перчатки в которых ехал, обратил внимание, что промокли они так, что необходимо было выкручивать с них дождь. Ехать без перчаток было невозможно из-за обдуваемого холодного дождя, а внутри перчатки своим теплом можно хоть как-то разогреть воду и не околеть. На этой остановке я решил задержаться минут на пятнадцать: тело серьёзно устало за  трёхчасовой пробег. Очень хотелось прилечь и растянуться, но делать это на холодном бетоне у порога магазина тоже идея не из лучших. Пришлось ограничиваться простой разминкой спины, потягивания и наклоны туловища в стороны, приседания. Здесь же мой желудок обрадовался сникерсу и мандарине. Пить также хотелось, но не очень много, всего несколько больших глотков. Вид с «трапезной» открывался великолепный, но своеобразный: в сорока метрах капитальное строение для туалета, а за ним вдалеке, укрываемая шатающимися от ветра деревьями, красовалась голубая церковь в середине села. Я снова вспомнил, что завтра Святой вечер, и еду на блины.


    Стоять долго было нельзя, минуты быстро истекали, а мне до границы ещё километров тридцать, после которой ещё двадцать по Приднестровью мотать. Средний темп едва доходил до пятнадцати километров в час, чему я не очень радовался. Расчетное время уже выходило на семь часов пути, и как следствие – езда в тёмное время по Приднестровью, что явно не входило в мои планы.
    Усилием воли пришлось закончить отдых, втереться в мокрые и уже очень холодные перчатки, влез на вел и попёрся сразу же в гору. Эта часть пути стала испытывать мои силы постоянными подъёмами. В этом месте, мне всё чаще и чаще вспоминалась заграничная поездка: польские скитания весь день под проливным дождём, также вблизи границы, на тот раз с чешской. Кратковременные спуски давали мало передышки: на них также приходилось вкручивать, дабы разогнаться хотя бы до двадцати. При этом возникала другая сложность: на такой скорости ветер так усиливался, что срывал капюшон крепко натянутый поверх шлема, вследствие чего, холодный воздух с дождём заливал сквозь вентиляционные отверстия каски на голову. Дождь усиливался и местами даже сбивалось дыхание из-за того, что капли забивались в носу. В этот момент стало совсем невозможно ехать в очках. Ветер лупил прямо в лицо и ни под каким другим углом. 
    По пути меня обогнал единственный двухколёсный тёзка – это был мопед. Им управлял объёмных размеров дядька лет пятидесяти. На мопеде под ногами он уместил целых два мешка какой-то всячины должно быть тяжёлой, так, что с обоих боков мешки выпирали на полметра из транспортного средства и свисали над землёй. В каком-то месте он остановился, и я наблюдал, как мопедист поправлял свой груз, а он в ответ наблюдал за моим неспешным перемещением. Ровно через час я снова стал. Вернее лёг. Последние пятнадцать километров  с большим трудом давались.
    Я решил сделать короткий перерыв перед последним рывком до границы. Там будет время само собой восстановиться, пока пройдётся таможня и паспортный контроль. А пока, я полулёжа на повороте на Щербанку, расположился, обперевшись на столб указательного знака. Ещё батончик, и больше воды. Стоять было невмоготу совсем. Не прошло десяти минут, и я задрожал от холода. Организм всё равно настоял на сидячем отдыхе. Над головой редко проезжали машины, да и те, в основном, с приднестровскими номерами. Я находился далеко в глуши, а внутри себя я, тем не менее, словил на мысли, что чему-то всё-таки радовался и был кристально спокоен. Я лежал один под знаком на обочине и ощущал, как во мне всеми красками бурлила жизнь. Морально я ощущал себя настолько цельным и свободным, что даже если оставшуюся часть пути мне сказали вдруг не проехать, а пройти пешком, меня бы это нисколько не смутило. Так я был уверен, что ничего плохого со мной произойти не может.


    Последний час на подъезде к границе действительно давался тяжело, но при этом на каком-то эмоциональном подъёме. Лужи, наполняясь дождём, становились всё больше, да так, что я уже глядя на них сверху мог рассматривать такое же тёмное и мокрое отражение неба. Вся атмосфера и земля под колёсами смешались воедино с каплями дождя. Колёса от такого асфальта выдают характерный шелестящий звук, к которому я часами прислушивался, перекатываясь из лужи в лужу. Иногда, в моём воображении даже возникали музыкальные фигуры, и это было ещё одним занятием, отвлекавшим от горок и ветра. Ничто не мешало мне слушать эту симфонию под ногами и терпеливо вглядываться сквозь слипшиеся ресницы вдаль. 
    Наконец, я заметил, как увеличился транспортный поток, всё чаще меня стали встречать автомобили. Это было хорошим предзнаменованием. Выкатившись на горку, я увидал в самом низу пограничный посёлок Кучурган, заполненный четырёхколёсниками. Впервые за день я смог почувствовать скорость: чем больше я спускался с горки, тем быстрее пропадал ветер, всё понятно – меня стали окружать разного рода строения, которые в жилом месте всегда уменьшают силу ветра, к тому же, дорога стала значительно мягче и без луж. Так я смог разогнаться выше тридцати. 
    Немедля я подъехал к магазину, на крыльце которого даже имелась велопарковка. Известный продуктовый магазин «Южанка» находился у самого шлагбаума пропускного пункта перед границей. На часах было начало пятого. Перед шлагбаумом выстроилась очередь из авто какой я ещё ни разу не наблюдал на этом месте. Тут же сновал всякий люд: кто с сумками, кто с тачками, были отдельные экземпляры и на велосипедах, у которых общий возраст лет сто на двоих с железным другом, какие часто можно встретить в сельской местности. Поскольку только на прохождение границы предполагалось потратить полчаса минимум, я не стал тратить отдельное время на отдых, хотя, как и часом ранее, очень клонило растянуться по земле и выгнуть спину. Я мигом забежал в «Южанку» и, поглядывая в окно за своим велосипедом, купил два банана и две мандарины. Половина покупок тут же была поглощена, и я начал пересекать границу.
    Первый украинский пограничник спросил, есть ли у меня загранпаспорт с собой, я указал на карман, после чего блюститель границы без всякого предъявления заграна меня пропустил на пешеходную дорожку. Документ пришлось отдать чуть позже таможеннику. Дальше уже молдавский Первомайск. Запись простых данных в миграционной карточке: кто, откуда, куда и на сколько дней направляюсь. Один экземпляр местные власти оставляют себе, второй с печатью - гостью, его важно не потерять и предъявить на выезде. Все операции заняли ровно сорок минут с момента моей остановки. Без десяти пять, наступила ночь, и я снова замерзаю. Тут же очередной раз предательски навязалась мысль о горячих блинах.
    На выезде из приднестровского Первомайска включаю заднюю мигалку. Вдоль дорог никакого освещения, но тут мне повезло – даже сквозь плотный туман рассеивался лунный свет, немного освещая ландшафт. Переднюю фару можно было не включать, так как на пару сот метров я узнавал дорогу. Мне оставалось до места назначения километров двадцать. Ехать стало намного легче из-за полностью ослабевшего ветра и дождя, а также, приятно отметить, хорошего качества дорожного покрытия. Я стал крутить километров на пять быстрей – восемнадцать-двадцать в час, но главное – я уже не испытывал того мучительного воздушно-капельного сопротивления.
    Следующий пункт город Днестровск. И хотя население едва превышает десять тысяч человек, Днестровск официально город. На подъезде к нему из какой-то придорожной хижины на меня выскочили три псины. Они, поочерёдно сменяя одна другую, с диким лаем вплотную приближались сзади. Отбивался метров двести, а может и больше, пришлось даже снять фонарь с крепления, и ослеплять их волчьи глаза. Уже въехав в Днестровск, я немного сбился с курса, свернув на квартал раньше положенного с главной дороги. Я очутился перед большой школой, и пока разбирался с картой загруженной на смарт, съел второй банан купленный ещё перед границей, напился и обнаружил, что я уже проехал целый час после Кучургана. 
    Оставалось самую малость, но выезжая из Днестровска, я вдруг понял, что расслабляться ещё очень рано - небесные тучи сгустились до того, что вокруг наступила такая темень, что я дальше обочины без своего света ничего не мог разобрать. Такая обзорность заставила меня сбросить скорость и сместиться на самый центр дороги, откуда я то и дело съезжал на края. Когда уже начали попадаться выбоины, только тогда я включил переднюю фару, тем не менее, скорости это нисколько не прибавило, мне лишь стало комфортней закручивать, и я почувствовал безопасность движения. 
    Пару раз на дороге я обнаруживал идущих людей, вид при этом явлении самый пренеприятнейший: ходоки, словно привидения, каждый раз выныривали из глухой темноты. Их неторопливые поползновения, чуть сгорбленные фигуры и скрытые лица, которые невозможно было разглядеть и угадать их мысли, придавали картине зловещую грусть. Эти фигуры тихо и медленно проявлялись с разных сторон, а потом также медленно утопали в ночном сумраке, как будто скрывались в мир иной, куда их вела эта дорога. 
    Через пятнадцать минут, я проехал захудалый приднестровский консервный завод по улице Фрунзе посёлка Красное, и полностью вымотанный остановился перед большими воротами. За забором из красного кирпича виднелся тёплый дом, где хозяева давно ожидали велотуриста под звонкое лаянье Гектора. Зажегся свет. В результате, девяносто шесть километров пройдено за восемь часов, время пребывания верхом – шесть сорок. Совершенно мокрый я внёсся в дом, где с нетерпением принял душ, теперь уже совершенно игнорируя блины. Это было и хорошо, ибо вместо блинов подавали гуся с красным вином, но мне уже хотелось местной плацинды. Теперь бы отдохнуть, и послезавтра домой.




В. Гуцол