МОЛДАВИЯ - ПМР - там, где живёт солнце!

Совсем близко от Одессы находится Кишинёв, а я там ни разу и не был. В Молдавию был давно запланирован нехитрый маршрут по шоссейным дорогам. Начало от Белгород-Днестровска и далее по области через Сарату на Тарутино. На следующий день предполагалось уже пересечь границу и доехать до главной цели похода – столицы Молдовы – Кишинёв. Обратный путь пролегал уже через Приднестровье. 


Суммарно набиралось более 400 км на 5-6 ней, и поэтому данный выезд я относил к категории полноценных походов, что означало повышенные требования к подготовке.

1 день. Одесса – Тарутино.

Первая утренняя электричка Одесса – Б.-Днестровский доставила нас к началу велодвижения. Со мной в первый день пути был напарник – Владислав. Преподаватель-биолог в одесском университете, отлично знавший химию и всё про растения, мог часами рассказывать об окружающей природе. Прогноз погоды был безжалостным на предстоящие дни – жара поднималась до +38 и потому купаться было вовсе не лишним даже в небольших лужах, как ту, в которую мы залезли за селом Николаевка-Новорусская.
                                      
В Сарате пытались напиться квасом на разлив, но такого увы не нашли. А в Арцизе перед нашим приездом сломался аппарат на стойке – видать очень востребованная штуковина в эту жару. Зато полюбовались «тоннелем любви», хотя это были просто заросли в чаще на краю села.

Хочу заметить, что до Арцизского района дорога была, как почти и везде по нашей области, довольно убитая, но как только въезжаешь в арцизский район – тут же попадаешь на очень хороший асфальт. Это было очень неожиданно и приятно. Лишь иногда в дорожном полотне попадались дыры, но в большей степени это была приятная дорога с очень малым трафиком. 

Париж – не только столица Франции, а и небольшое село в Одесской области, нынче переименованное в Веселий Кут. У одного из домов, где культурно была выкошена трава, едва мы устроили перекус, как вышла хозяйка ближайшего дома. Очень разговорчивая дама средних лет поведала, что Париж – болгарское село. Через время нас уже обступили местные жители и стали предлагать угощения. Мы не отказались от помидор и кофе. К этому моменту было пройдено уже около ста километров и ещё на двадцать пять необходимо продвинуться ещё ближе к границе.

В Тарутино – последний райцентр по пути к Молдавии – остановились у очаровательного источника-крана. Вода здесь была не горьковато-солоноватая, что характерно для местных артезианок, а банальная простая вода, по типу централизованного водоканала, только сельского. Прям на выезде из Тарутино среди рощи мы нашли озерцо, метров двести в диаметре. Очень обрадовало, что мы как раз успели на закат в этом бесподобном месте. Во время купания в чересчур тёплой воде, градусов 27, наблюдали за заходом солнца, и хотите верьте, хотите нет, мы вдвоём с Владиславом заметили зелёный луч, уходящего диска за горизонтом.

Поляну для ночёвки выбрали здесь же поблизости. 130 км в жаркий день сильно напрягли наши мозги и тела. Для Влада это было особенно – ведь он впервые преодолел такую дистанцию, а тут ещё и такая температура. На ужин макароны, колбаса, чай с печеньем. И отбой.








2 день. Тарутино – Кишинёв.

Подъём в полшестого: мне ехать весь день до Кишинёва через границу, Владу ехать назад через поля на свою дачу под Старокозачье. В семь часов двинулись каждый своей дорогой пока ещё не наступила жара. До границы мне встретилось ещё одно село с интересным названием: нынешнее Серпневе раньше называлось Лейпциг! И строили его действительно немцы, проживавшие на тот момент в этом месте. Тут я вспомнил своего друга Олега, который приютил нас в Лейпциге, но это уже было в настоящей Германии, пока мы ехали в Амстердам.

Граница в Бессарабке не вызвала каких-то хлопот. Пока оформляли мои документы, минут десять я прохлаждался в тени навеса и угощался бутылированной водой, которую вынес молдавский пограничник. Проезжая небольшие молдавские сёла, я заметил, как всюду шёл ремонт дорог. Иногда возникал вопрос: а для кого тут строятся такие хорошие дороги, раз в этих сёлах живёт, дай бог, всего-то пару тысяч человек? Наиболее вероятным мне казалось, что эта дорога связывала Кишинёв с югом Украины, а там - возможным коридором на Румынию.

В Иордановке мой спидометр преодолел рубеж 10 тысяч километров – это за пять лет езды со дня покупки велосипеда. В Молдавии колодцы – обычное дело, встречающееся на каждом углу, но я не встретил двух одинаковых колодцев. Каждый отличается беседкой в которой он находится, видимо, отражая тем самым особенный внутренний мир его создателя.

Дообеденная часть пусти ознаменовалась встречным ветром. Когда же солнце поднялось в самый пик, то на смену ветру стала уже донимать жара, и пекло было таким, что птицы перестали летать. Пройдя уже 60 км я решил сделать небольшой перекус. Недалеко от дороги, в поле, мне попался очень маленький водоём, метров 50 в диаметре, а по краям расположились несколько коров. Пруд был настолько крошечным, что с дороги его не видно, а отыскал я его по gps. Вокруг не было ни деревца, ни кустика, а потому отдых был только мышечным. В воду я, конечно, залез, но глубже колена места не нашёл и я просто облился руками. Никакой прохлады я не ощутил – вода горячая. Через 40 минут после перекуса я продолжил движение.

Дальше мне встретилось село Ханчешты. И хотя в центр села я не попал, дорога вела по окраине, я всё равно был рад, что проехался рядом. Дело в том, что здесь когда-то жил Григорий Котовский – тот самый «атаман адский», герой для большевиков, а для кого-то просто бандит двадцатых годов двадцатого века. Личность неоднозначная, но мне с детства всегда были очень занимательны истории о его спортивных достижениях, человек необычайной силы воли и здоровья. Даже слышал, что в нашем медицинском институте хранится больших размеров сердце. Уникальная система изометрических или статических упражнений Котовского произвела на меня большое впечатление в юности. Работник заправки, с которым я разговорился, настоятельно рекомендовал мне спуститься в село к памятнику героя, но я наотрез отказался, потому как горок мне будет на сегодня достаточно.

После Ханчешт действительно пошли крутые наборы высот и тягуны. Первую же горку пришлось ехать минут десять-пятнадцать, а к этому времени уже было пройдено порядка 90 километров, и в три часа дня начался беспощадный зной. В этом месте мне аж самому стало интересно: смогу ли я теперь хоть километр такой горки преодолеть. Выяснилось, что через полчаса я уже пластом лежал на траве вблизи пересохшего источника. Это было несправедливо. Минут двадцать я собирался с новыми силами и пробовал ехать дальше. До Кишинёва оставалось ещё 30 километров. Их я проехал за два с половиной часа. Сущий ад средь бела дня. Воды выпил больше ведра за день. Горячие потоки воздуха поднимались от асфальта и обдували лицо всё больше отнимая силы. Не то, чтобы сорокоградусная жара меня сильно испепеляла, если бы только была она одна, то крутить вполне возможно, а то ведь вместе с жарой ещё и длительные подъёмы, от всего этого вместе мне становилось очень тяжело.

Заехав в столицу около семи, и оказавшись в тени деревьев, я почувствовал большое облегчение. Дальше найти необходимый адрес было делом техники. Спасибо местному хипстеру, что дотянул меня до места, где меня ждала мама каучсёрферши Кристины. Однокомнатная квартира в хрущёвке в спальном районе, хоть и совсем не жилая, но всё же крыша над головой, да ещё и с ванной и кухней – отличный ночлег, чего ещё больше желать?! После прибытия на место, я мигом в душ и завалился спать. Сон не шёл, и я просто лежал на полу, постепенно приходя в себя, а сердце ещё часа два довольно живо билось в груди продолжая накручивать километры.

На ночь я вышел в ближайший супермаркет для покупок холодного кваса, сока и, конечно же, плацинд. Вода с холодильника нагревается за 20 минут. Остаётся насыпать сахара с чаем и подождать ещё 20 минут.









3 день. Кишинёв.

Никуда не еду! Хотя и были изначально планы продолжить путь, но после вчерашнего улёта, даже после ночи я чувствовал, что ещё не совсем восстановился, да и в квартире, где я ночевал, стояла страшная духота и я плохо выспался. Тем лучше - в этот день я полностью погрузился в город Кишинёв и побродил по его главным местам и укромным улочкам. Сколько раз слышал, что в Кишиневе нечего смотреть. Неправда. Как такое может быть, говоря о городе с более 500-летней историей? Есть много стареньких домов, и есть на что посмотреть. Я даже попал на венчание молодожён в красивой церкви, куда случайно забрёл. Не хватает информации о домах, улицах, кто строил, когда и почему. Не то, чтобы туристам тут не рады, просто будто не думают, что такие любопытные могут здесь оказаться.

Пекло продолжало морить людей, и многих жителей можно было видеть в парках, у фонтанов, и…. на пляже! Да-да, уж это я совсем не ожидал увидеть – кишинёвский пляж! Естественно меня там не хватало, и я тоже искупался в местном водоёме. Кстати, название города означает буквально «новый источник». Спасибо Кристине за экскурсию.


















4 день. Кишинёв – Слободзея.

Ранний подъём и в семь часов я уже выезжал из города. Накануне меня предупредили, что после Кишинёва на Тирасполь горки прекращаются и это оказалось почти правда: несколько подъёмов всё же пришлось крабкаться. На моё счастье в спину дул западный ветер, и это сильно ускоряло моё движение. На одном дыхании я домчался до Бендер. На въезде стоял блокпост, на котором меня никто не собирался останавливать, я его даже проехал, но увидев подозрительную очередь, будки и людей в форме решил вернуться назад. Выяснилось, что я уже на границе с ПМР (Приднестровская Молдавская Республика). Молдавские погранцы никаких отметок украинцам в загранпаспорт не ставят, но предупредили, чтоб я при въезде в Украину попросил своих пограничников поставить отметку о въезде в Украину.

Через триста метров я прибыл к другому посту. Здесь всё серьёзно. Много военных, причём в специфической зелёной форме с нашивкой российских триколоров и автоматами калашникова. Подобных я заметил человек двадцать. Они внимательно на меня покосились: ну как же, я практически один на дороге, да ещё и с флагом Украины на багажнике. Мы «мило» переглянулись друг на друга и больше ничего. На посту таможенник подробно расспросил к кому и на сколько я направляюсь, поставил печать и дело с концом. У меня было двое суток времени.

Бендеры мне были интересны только, как место для посещения местной крепости. Однако въехав в город я был полностью обескуражен: это был понедельник, уже начало одиннадцатого, но я вовсе не ожидал увидеть абсолютно пустой город. Абсолютно. Люди пропали словно в Припяти. Лишь несколько автомобилей проехались по широким, отлично сделанным и вылизанным до блеска улицам, и даже проехался троллейбус, но людей, как потопом куда-то снесло. Тишина изредка нарушалась немногочисленными автомобилями. От такого декоративного безмолвия стало даже жутковато. Наибольшее количество людей я встретил, подъезжая к крепости. Но это совсем не туристы – это были водители, приехавшие, то ли на СТО, то ли на какое-то предприятие со своим транспортом. В саму крепость, где кроме меня и пару работников музея также никого, мне попасть не удалось: на руках у меня были молдавские леи и гривны, но тут их не принимают. Искать место где-то в городе, чтобы поменять деньги никакого желания не было. Я проехался по мосту и увидел крепость издали, остальное решил увидеть в следующий раз.

До столицы ПМР – Тирасполь всего полчаса на велике. Опять же, по отличным дорогам подкатываешь очень быстро. Город показался значительно живее Бендер, больше публики, машин и какого-то шума естественного для города. Ехал по основной улице и было куда глазу стрельнуть. Задерживаться не стал, остановился только для селфи у памятника «Я люблю Тирасполь» и Дома Советов с товарищем Ульяновым. Дальше я свернул на Слободзею и порулил в деревню к тёще. Очень скоро у меня закончилась вся вода, и неожиданно для здешней местности я не находил в сёлах колодцев, чтоб оживиться. Дело дошло до того, что в каком-то селе, кажется Чобручи, я пытался обменять оставшиеся у меня 20 молдавских лей, дабы купить местного кваса на розлив. Но деньги в обменнике у меня не приняли, сославшись, что они помятые, и с меня высчитают 10 процентов, но такой суммы в кассе нет. Хотя ей богу, всё с моей купюрой нормально. Пришлось просить воды на окраине села у местных бабулек, а с этим никогда и нигде ещё проблем не возникало, где б я ни путешествовал.

Ещё двадцать километров, то есть меньше часа лёта с попутным ветром, и я прибыл как раз на обед к родственникам в село Красное. Было всего-то половина второго дня, а я уже больше ста километров прокатил. Так как я ехал без остановок без перекуса, уже очень хотелось поесть. Летний душ в саду и холодное разливное пиво моментально восстановили мой организм. Дальше начиналась жара, но сегодня меня это уже не касалось.









5 день. Красное – Одесса.

Со вчерашнего дня я хорошо выспался и в 7 утра спокойно собирался выезжать. До самого моего дома ровно сотня километров. Через двадцать километров – граница с Украиной в Первомайском. Обычно я прохожу её минут за двадцать. Но, в этот раз меня остановил приднестровский таможенник и стал детально расспрашивать о моей поездке и моём байке. Выяснилось, что Денис, также заядлый велосипедист и мечтает выехать в Европу, и он целый час меня удерживал своими расспросами о велотуризме, что да как нужно делать и готовиться к поездкам на дальние дистанции. Я охотно ему поведал о своём опыте и рассказал что знал. После чего я продолжил проходить контроль. Очередь из пешеходников тянулась как обычно здесь минут на двадцать, а ещё, я заметил, большой караван авто из ПМР в сторону Украины.

Проехав километров 60, в Кургане, я пополнился из магазина квасом и завалился под деревьями на получасовой перерыв. Жара становилась всё сильней, и в такие решающие моменты становится особенно видна разница в дорогах. Направление Одесса – Кучурган - такое же убитое асфальтное покрытие, как и в первый день поездки. По краю дороги приходится скакать, и это значительно снижает скорость и комфорт движения.

На самом подъезде к Одессе произошла интересная встреча. Я ехал в горку, а стоявший на обочине автомобиль сигналил, и из окна мне махали руками. Оказалось, в машине ехали мои друзья детства, одноклассники со двора, которых я не видел пару лет! Неожиданная для нас встреча в таком месте очень обрадовала. Жаль не было пивка отметить такое событие. Парни возвращались с картошки в Одессу, и Серёга Иванов узнал меня на  дороге, хотя, к слову говоря, узнать человека даже знакомого в шлеме очках и спецодежде, не так-то просто во время обгона. Через полчаса мы уже разошлись, вернее каждый поехал в Одессу своим темпом.

К дому я удачно подобрался к трём часам дня. Поход, считаю, что сложился удачно без потерь, но с небольшой и приятной усталостью и морем впечатлений. Всего наездил запланированные 450 км, и теперь настало время менять цепь с кассетой.